Выездную налоговую проверку налоговики считают наиболее эффективной формой контроля. Но они нередко злоупотребляют своими правами в ходе этой проверки, тем более что ни сами налоговые органы, ни налогоплательщики еще не привыкли к новым правилам ее проведения. Что нужно помнить налогоплательщику, когда к нему приходит налоговый инспектор для проведения выездной налоговой проверки?

Об этом много пишут везде, разговаривают, составляют рекомендации, однако огромное количество организаций (особенно небольших и недавно созданных) и предпринимателей сталкиваются с одними и теми же проблемами при проведении выездной налоговой проверки. Многих проблем можно избежать, если вы хорошо осведомлены о своих правах и об обязанностях налоговых органов.

Выездную налоговую проверку налоговики считают наиболее эффективной формой контроля: именно по ее результатам и выносится большинство решений о привлечении к ответственности налогоплательщиков. В то же время налоговые органы очень любят и злоупотреблять своими правами в ходе этой проверки. Тем более что с 1 января 2007 года порядок проведения проверок сильно изменился и к нему еще не привыкли ни сами налоговики, ни налогоплательщики.

Итак, что налогоплательщику необходимо помнить, когда к нему приходит налоговый инспектор для проведения выездной налоговой проверки? Проведение выездной налоговой проверки с определением ее результата можно условно разделить на три этапа. Этап 1 (приходят инспекторы, что они могут проверить):

1. Как только налоговик появился на вашей территории и говорит, что отныне здесь будет проводиться выездная проверка, вы должны потребовать решение о проведении проверки, подписанное руководителем (его заместителем) налогового органа.

2. Вы должны проверить, все ли необходимые сведения указаны в этом решении:

наименование организации-налогоплательщика либо ФИО индивидуального предпринимателя-налогоплательщика;
предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
периоды, за которые проводится проверка;
должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Если вдруг какую-то информацию налоговые органы упустили, вы сможете потом об этом указать в акте проверки. ФИО проверяющих вы можете сверить с их удостоверениями.

1. С начала 2007 года у вас появилось право перенести проведение проверки с территории вашей организации на территорию налогового органа. Выездная налоговая проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа, если вы не можете предоставить помещение для проверки. Правда, Налоговый кодекс умалчивает о том, как налоговик будет принимать решение о наличии у вас необходимого им помещения.

2. Помните четыре факта:

выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. В решении о проведении проверки указывается, по каким именно налогам идет проверка. Следовательно, налоговики могут истребовать только те документы и сведения, которые относятся к этим налогам.
в рамках выездной налоговой проверки могут быть проверены 3 календарных года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Например, решение вынесено в декабре 2006 года. Значит, проверять могут 2006 год и период с 1 января 2003 года.
налоговый орган может проверять уплату одних и тех же налогов за один и тот же период только один раз.
в течение календарного года может проводиться только 2 выездные проверки в отношении одного налогоплательщика. Решение о проведении проверки сверх этого ограничения может приниматься только ФНС.
Однако в отношении тех же налогов за тот же период может проводиться повторная выездная налоговая проверка. Правда, НК РФ ограничивает проведение повторной проверки двумя случаями:

тем же налоговым органом, если налогоплательщик подал уточненную декларацию, в которой сумма налога меньше ранее заявленной.
вышестоящим налоговым органом, который проводит проверку в рамках контроля за деятельностью органа, проводившего проверку ранее.
Вам вряд ли удастся как-то физически противодействовать проведению проверки, если вы считаете, что налоговики нарушают какое-то или все эти условия. Тем не менее, если вы заметили, что действия налоговиков не соответствуют этим требованиям, укажите обязательно это в акте проверки.

Этап 2: как может измениться срок проведения проверки, а также как завершается выездная налоговая проверки:

По общему правилу выездная налоговая проверка длится не более 2 месяцев. Однако этот срок может продлеваться до 4 и в исключительных случаях – до 6 месяцев. ФНС (в Приказе от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@) установила основания продления срока до 4 и 6 месяцев:

проверка проводится в отношении крупнейшего налогоплательщика;
если в ходе выездной налоговой проверки была получена информация от правоохранительных и иных органов о наличии у проверяемого лица нарушений налогового законодательства и если эта информация требует дополнительной проверки;
форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка (наводнение, пожар и т.д.);
непредставление проверяемым лицом документов, необходимых для проверки;
у проверяемой организации несколько обособленных подразделений:
если менее 4 подразделений и при этом доля уплачиваемых этими подразделениями налогов составляет более 50% от общей суммы налогов, уплачиваемой организацией, или удельный вес имущества на балансе подразделений составляет более 50% от общей стоимости имущества организации – срок продлевается до 4 месяцев;
если число подразделений от 4 до 9 включительно – до 4 месяцев;
если 10 и более подразделений – до 6 месяцев.
В иных случаях необходимость и сроки продления проведения выездной налоговой проверки определяются исходя из ряда факторов. Такими факторами могут быть, например, длительность проверяемого периода, объем проверяемых документов, количество налогов, по которым назначена проверка и др.

ВАЖНО! Решение о продлении срока принимает (и, следовательно, подписывает) руководитель управления ФНС по субъекту РФ (или его заместитель). В 3 случаях решение принимается непосредственно руководитель ФНС (его заместитель):

продлевается срок проведения повторной выездной налоговой проверки, проводимой УФНС по субъекту РФ в рамках контроля за деятельностью нижестоящего органа;
продлевается срок проведения выездной (повторной выездной) проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;
продлевается срок проведения выездной (повторной выездной) проверки, проводимой ФНС.
Следовательно, вам необходимо проверить, кто подписал решение о продлении проведения выездной налоговой проверки, а также обоснованность (то есть, указание на конкретное обстоятельство, послужившее поводом для продления срока).

1. Срок проведения проверки считается со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проверке. Обращаю внимание! Дата окончания проверки – день составления справки о проверке, а не акта проверки!

2. От продления срока проведения выездной налоговой проверки следует отличать приостановление проведения проверки. В случае приостановления срок проведения проверки перестает течь. Основания приостановления:

истребование документов у контрагентов и иных лиц;
запрос в иностранные государственные органы;
экспертизы;
перевод на русский язык документов, представленных на иностранном языке.
Максимальный срок приостановления – 6 месяцев, и только по второму основанию – 9 месяцев. В течение этого времени налоговики не могут совершать никакие действия на территории налогоплательщика, истребовать документы. Более того, налоговые органы должны вернуть все подлинники документов (кроме изъятых в рамках выемки).

ВАЖНО! И приостановление, и возобновление проведения проверки оформляются решениями руководителя (его заместителя) налогового органа. В решении о приостановлении должно быть указано основание приостановления (конкретный подпункт пункта 9 ст. 89 НК РФ).

1. В последний день проведения проверки составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. В этой справке содержится предмет проверки, который должен совпадать с предметом проверки, указанным в решении о проведении проверки. Также в справке указывается срок проведения проверки – дата начала и дата окончания.

Обращайте внимание на то, чтобы предмет проверки совпадал с указанным в решении о проведении проверки, а срок – с реальными датами.

Фиксируйте все нарушения!

2. Выездная налоговая проверка оканчивается именно в день составления справки о проведенной проверке. Эта дата важна для отсчитывания срока, который дается налоговому органу для составления акта проверки (2 месяца).

3. После того как вы получили акт проверки, вы можете в течение 15 дней (рабочих!) представить в налоговый орган письменные возражения с материалами и документами, подтверждающими ваши возражения.

Этап 3: выездная проверка завершилась, каковы результаты:

Акт проверки вместе с вашими письменными возражениями рассматривается руководителем налогового органа (его заместителем). Вы должны помнить:

1. Руководитель налогового органа или его заместитель должны вас известить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Если вы не явитесь, в налоговом органе все равно могут рассмотреть материалы в ваше отсутствие, если только ваше участие не будет признано обязательным.

2. Если вы даже не представили письменные возражения на акт проверки, у вас есть право устно давать объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

3. Если вдруг руководитель сочтет, что доказательств недостаточно, он может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. ВАЖНО! В этом решении должны быть указаны:

обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий,
срок (не более 1 месяца)
конкретные формы мероприятий.
Дополнительные мероприятия могут проводиться в 4 формах:

истребование документов у проверяемого лица;
истребование документов у контрагентов и иных лиц;
допрос свидетеля;
проведение экспертизы.
Решение о проведении дополнительных мероприятий не может являться актом, завершающим процедуру рассмотрения материалов проверки (в отличие от действовавшего до 1 января 2007 года порядка).

1. По результатам рассмотрения материалов проверки выносится одно из двух решений:

решение о привлечении к ответственности (указывается размер недоимки, пеней и штрафа);
решение об отказе в привлечении ответственности (может быть указан размер недоимки и пеней, но не штрафа!).
2. Решение (любое из двух указанных) вступает в силу по истечении 10 дней (рабочих!) со дня вручения проверяемому лицу или его представителю.

До истечения этих 10 дней вы можете подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган.

3. После истечения этих 10 дней (то есть после вступления решения в силу) вы можете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган, если решений до этого не было обжаловано в апелляционном порядке. Такую жалобу вы можете подать в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения.

4. В каких случаях решение должно быть отменено вышестоящим налоговым органом?

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. К таким существенным условиям относится: обеспечение возможности проверяемого лица участвовать в процедуре рассмотрения материалов (то есть извещение о времени и месте рассмотрения) и обеспечение возможности представить объяснения.
5. В каких случаях решение может быть отменено вышестоящим налоговым органом?

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований НК РФ.  При этом не уточняется, каких именно требований. Следовательно, если в ходе проверки должностные лица нарушили какие-то требования относительно процедуры проверки, это может служить основанием отмены решения.
Нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки, если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (или его заместителем) налогового органа неправомерного решения.
Таким образом, я указала положения, о которых проверяемое лицо должно знать и помнить в ходе проведения выездной налоговой проверки, при рассмотрении материалов проверки, а также при обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.

Источник: http://www.e-xecutive.ru/prfinance/newf … icle_5717/